Бизнес Журнал:

АРТЦИФРОВИЗАЦИЯ – ПЛОЩАДКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

icon
19:54; 17 апреля 2021 года

©

ЦИФРА | ФОРУМ

Первый межрегиональный Сибирский форум-фестиваль «АртЦифровизация» – самое масштабное мероприятие 2020 года сферы инновационного развития культуры и искусства в России. На единой онлайн-площадке впервые собрались представители государственных структур, бизнеса и культурного сообщества, чтобы обсудить проблемы отрасли и представить свои цифровые решения. В формате public talk форум открыл Андрей Ковалев, российский бизнесмен, общественный деятель и лидер рок-группы «Пилигрим». Он рассказал, почему деятелям культуры важно выходить в «цифровой мир», ответил на вопросы зрителей прямого эфира о своем творчестве, бизнесе и успехах в социальных сетях.

Официальное торжественное открытие «Арт­Цифровизации» началось с приветственного слова Сергея Меняйло, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, который подчеркнул актуальность и значимость мероприятия:

«Использование цифровых технологий в сфере культуры позволяет сохранить и приумножить накопленное наследие, а значит, укрепить единство и сплоченность российской нации. Убежден, форум пройдет на самом высоком профессиональном уровне и станет одним из ярких событий для регионов Сибири и для всей России».

Полпред президента также стал участником пленарного заседания «Новый взгляд на искусство: цифровые технологии для культурного наследия».

Вместе с Элиной Тихоновой, модератором сессии, участники обсудили, как сегодня применяют цифровые технологии, почему важно вовлекать население в сферу искусства, а также необходимость сохранения культурных традиций для исторического наследия России. Также был обозначен приоритет реализации национального проекта «Цифровая экономика РФ» и федерального проекта «Цифровая культура», рассмотрена их нормативно-правовая база, задачи, первые результаты и перспективы дальнейшей реализации.

В работе пленарного заседания приняли участие представители органов власти, формирующие политику в области развития сферы культуры и креативных индустрий страны: Максим Ксензов, заместитель министра культуры РФ, Вадим Ваньков, директор департамента информационного и цифрового развития министерства культуры РФ, Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре, Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России, Вадим Волченко, министр курортов и туризма Республики Крым, Ольга Свиблова, заслуженный деятель искусств РФ, директор и основатель «Мультимедиа Арт Музей», г. Москва, академик РАХ, Миодраг Скрибич, основатель международной IT-компании Nites Group, Евгения Данильченко, руководитель направления по поддержке экспорта креативных индустрий ГК «РЭЦ» и Илья Токарев, директор проектов Центра городских компетенций АСИ.

Эксперты подчеркнули необходимость развития креативной экономики – важнейшего ресурса для социально-экономического роста страны.

Илья Токарев, директор проектов «Центра городских компетенций АСИ»:

«В России о креативных индустриях начали говорить еще десять лет назад, но только последние два года обозначаем его как отдельный сектор экономики. Мы понимаем, что необходима федеральная программа, которая была бы направлена на развитие этого направления».

Примером создания инфраструктуры для инновационных направлений культуры, стала Калининградская область. В марте 2020 года здесь открылся «Центр креативных индустрий», который помогает реализовывать востребованные проекты и строить бизнес в этом секторе экономики.

Денис Салий, руководитель Представительства Правительства Калининградской области при Правительстве Российской Федерации в Москве:

«Креативные индустрии – одно из приоритетных направлений для Калининградской области. Создание «Центра креативных индустрий» является необходимым элементом для знакомства с опытом и взглядами представителей искусства, их поддержки и создания площадки для развития».

Кристина Фролова, председатель НКО «Кемеровский союз предпринимателей», организатор форума «АртЦифровизация»:

«Важный момент для России – формирование сектора креативных индустрий и его развитие, становление субъектов этой сферы полноценными участниками в жизни экономики страны. Напомню, что сегодня вклад в этот сектор ВВП России составляет около 4,8% , хотя в ЕС этот показатель 8% и выше».

Напомним, что формирование культурных кластеров в Кемерове, Владивостоке, Калининграде и Севастополе завершится в 2023 году. Центры культурного развития создаются по поручению Президента РФ и призваны обеспечить жителям регионов доступ к лучшим образцам классического искусства. В рамках экспертной сессии «Кластеризация. Дань моде или необходимость?» участники обсудили опыт создания и перспективы культурных кластеров в регионах России. Было отмечено, что такие комплексы не только способствуют культурному и гуманитарному развитию населения, но и наиболее полной реализации стратегии сбалансированного развития экономики и потенциала территорий.

Площадки форума «АртЦифровизация»

  • «Кластеризация. Дань моде или необходимость?»
  • «Диджитализация искусства: платформенные  решения  и  новые компетенции»
  • «Меценатство или инвестиции: роль бизнеса в формировании цифрового культурного наследия»
  • «Музыка, театр  и  кино.  Искусственный  интеллект VS Искусство»
  • «Я поведу тебя в музей». Цифровизация музейных экспозиций.
  • Цифровая трансформация и новая философия путешествий. Культурный туризм со смартфоном в руках
  • Дискуссионный клуб «Культурно о культуре»

Марина Евса, министр культуры  и национальной политики Кузбасса:

«Кластеры как сетевые узлы культурного и креативного производства, способны изменить ресурсные приоритеты, уровень и качество жизни постиндустриального общества».

Евгения Данильченко,  руководитель направления по поддержке  экспорта креативных индустрий  «Российского экспортного центра»:

«Креативный кластер нельзя «создать» насильно, он формируется в первую очередь исходя из запроса бизнес-сообщества и населения. Развивать культурные кластеры стоит с образовательных программ в сфере креативных индустрий, которые будут направлены и на обучение молодого поколения, и на перепрофилирование специалистов области».

Участники сессии заметили, что создание культурных кластеров должно рассматриваться как отдельное направление инновационной политики в культуре и экономике регионов. Кластеризация способна стать эффективным способом для развития креативных индустрий и площадкой для применения современных цифровых, мультимедийных, иммерсивных и интерактивных технологий в области искусства.

Культурные кластеры обновляют образ регионов, повышают их туристическую привлекательность, создают качественную инфраструктуру для обучения и профессиональной самореализации творческой молодежи. Их многофункциональность способна обеспечить необходимые условия для повышения общего уровня культуры и качества жизни населения, а применение современных цифровых технологий – широкий доступ к лучшим образцам мирового и отечественного искусства.

Однако для эффективного функционирования кластеров уже сегодня необходимо решать проблемы со слабой трудовой мобильностью, количеством высокопрофессиональных кадров и представителей современных профессий в отрасли. Работа кластера также во многом зависит и от развития туристической привлекательности региона, широты применения инновационных технологий в культурной сфере и отсутствия барьеров для проникновения технологий мирового уровня.

Представить мировой и российский опыт цифровизации культуры и искусства на примере существующих платформ и реализованных проектов виртуальной и дополненной реальности позволила площадка «Диджитализация искусства: платформенные решения и новые компетенции».

Миодраг Скрибич и Элизабет Маркевич (Сербия), арт-директор, эксперт в области искусства NITES a.s, представили платформу ikonoTV – первый в мире HD-телеканал fine art, который непрерывно транслирует объекты искусства по всему миру. Международные эксперты отметили, что Сербия становится одним из сильнейших европейских центров цифровых технологий в сферах образования, культуры и smart city.

Комплексное социологическое исследование, проведенное в Севастополе с августа по октябрь  2020  года,  выявило, что общество ждет активных  социокультурных преобразований и готово к модернизации культурной отрасли.

Elizabeth Markevitch, арт-директор, основатель платформы ikonoTV, эксперт в области искусства, NITES a.s:

«Важно, что сегодня учреждения культуры начинают нестандартно мыслить. Музеи должны понимать, что им не обязательно точь-в-точь копировать свои выставки и реальные экспозиции в digital-пространство. Они могут показывать свои работы через визуальные инструменты, искать новые способы взаимодействия. Такие форматы будут интересны не только существующей аудитории, но и помогут привлечь новых зрителей».

Представители Баварского центра культуры российских немцев (Германия) презентовали масштабный реализуемый проект по сбору и обработке информации, связанной с изучением культурного и исторического наследия российских немцев, возрождению их самобытной культуры.

Участники экспертной сессии поделились опытом в создании медиагидов для выставок и экспозиций, применении технологий дополненной реальности, создании онлайн-трансляций культурных событий, оцифровке книжных памятников, включенных в Национальную электронную библиотеку, методами, технологиями и системами хранения и демонстрации больших данных.

Представители государственного Русского музея отметили, что увеличение числа посетителей учреждения и их заинтересованность – это результат трансформации музея в современное культурное пространство. Этому способствовали оцифровка художественных коллекций, создание виртуальных туров по музейным экспозициям, внедрение виртуально-информационных способов коммуникации музея и посетителя.

О взаимодействии учреждений культуры с аудиторией с помощью современных VR, AR, XR и digital-технологий, компьютерной графики и анимации также рассказали представители студии мультимедийных проектов «Медиамайндс» и лаборатории дополненной реальности ArLab.me.

Олег Николаенко, режиссер, креативный директор компании AXiiO VR Studio, Финляндия:

«Виртуальные проекты – это не аттракцион. Мы создаём контент, используя новые формы искусства. Я предлагаю относиться к виртуальной реальности как к возможности использовать новые формы, которые с другой стороны открывают актеров, режиссёров, музыкантов. Для зрителя – это новый опыт и впечатления, которые пока сложно описать».

Сергей Журихин, проректор по дополнительному профессиональному образованию Московского городского  университета Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова:

«Мы никуда не уйдем от нашего цифрового «завтра»: с каждым днем все больше и больше проектов заходят в digital-пространство. С помощью виртуальной реальности объекты культуры приобретают бОльшую ценность для человека. Цифровые технологии превращают «картину на стене» в «картину с историей», которая вовлекает и оказывает эмоциональное воздействие».

Алексей Силин, руководитель ArLab.me:

«Технологии дополненной реальности дают возможность прикоснуться к объектам культуры, находясь от них на большом расстоянии. Искусство становится ближе к людям. Я думаю, что процесс диджитализации запущен, но идет пока очень медленно. Все зависит от желания учреждений культуры включаться в эту работу и, конечно, от того, как их поддержит в этом вопросе государство».

Секция «Музыка, театр и кино. Искусственный интеллект VS Искусство» показала возможности виртуальных пространств, цифровизации наследия, информатизации учреждений сферы культуры и применения искусственного интеллекта.

Мнения членов экспертного сообщества разделились в вопросе о границах использования современных технологий. С одной стороны, есть необходимость оставаться консервативными по отношению к памятникам культуры. С другой, внедрение цифровых технологий развивает эмоциональный интеллект и адаптирует человека к новой реальности.

Тренд на digital, по мнению участников секции, стимулирует людей по всему миру создавать уникальный культурный, образовательный и развлекательный контент. Популярным становится использование VR-, AR-технологий, онлайн-трансляции концертов и спектаклей, виртуальные туры в музеях, оцифровка материалов, прямые эфиры деятелей культуры и искусства, онлайн-экскурсии по достопримечательностям, создание аккаунтов и коммуникации с аудиторией в социальных сетях.

Алексей Сулимов, заведующий информационно-издательского отдела СПб ГБУДПО «Институт культурных программ»:

«Онлайн» не является точной копией формата «офлайн». К сожалению, мы не можем получить те же эмоции при просмотре картин в Интернете, какие можем получить при посещении музея. Редко при просмотре видеоспектаклей мы наслаждаемся игрой актеров так же, как и в театре. Все это делает digital не равнозначной заменой искусства, а его копией. Обсуждение диджитализации искусства – очень важный и нужный процесс в нашей новой реальности, потому что возникла срочная необходимость перестроить «культурный быт».

Александра Степаненко, департамент по науке и образованию, Фонд «Сколково»:

«На данный момент в российском сегменте визуального digital-искусства еще недостаточно развито использование искусственного интеллекта. Наша главная задача – рассказать о существовании новых методов его использования в сфере визуального контента. Сегодня существует немалое количество программ, которые позволяют использовать ИИ без большого опыта в программировании. В ближайшем будущем это позволит пополнить ряды художников, которые идут в ногу со временем».

Дмитрий Сошников, представитель Cloud Developer Advocate в Microsoft:

«Искусственный интеллект способен создавать картины без участия человека. Нейронные сети можно «обучить» определённым алгоритмам, технике и стилю, но они не смогут создать что-то новое, только воспроизводить и синтезировать то, что видели ранее. Здесь искусственный интеллект становится подспорьем для художника: он может что-то подсказать и вдохновить. При этом идея, которая стоит за конкретным изображением, всегда принадлежит человеку».

О цифровизации экспозиций, рисках и возможностях использования технологий в музеях, виртуальных турах, новых профессиях, монетизации цифровых музейных ресурсов поговорили на сессии «Я поведу тебя в музей».

Профессиональное сообщество позитивно встретило презентацию российского AR-приложения – гида по музеям и единую программную UGC-платформу для создания виртуальных гидов Artefact. Благодаря Artefact регионы смогут самостоятельно создавать виртуальные туры по экспозициям и выставкам на русском и английском языках, а также виртуальных помощников, основанных на искусственном интеллекте.

Руководители региональных музеев отметили, что учреждения культуры подстраиваются под принципиально новое восприятие информации поколением Z, воспитанного цифровой средой. С ними необходимо выстраивать коммуникации с помощью принципиально новых технологий.

В планах – создание мультимедийных выставок, использование интерактивного оборудования, сервисов и мобильных приложений в качестве навигатора и источника информации об арт-объекте.

Успех Центра цифрового искусства Artplay Media Digital и Центра современного искусства «М’АРС» подтверждает повышенный интерес к инновациям, которые усиливают впечатления, переживания и эмоции публики. Они создают интерактивную, персонализированную и увлекательную среду с помощью аудиовизуальных технологий: «живые» анимированные картины и экспонаты, мультимедийные выставки, панорамные проекции, оптические иллюзии и голограммы, интерактивные инсталляции и стенды, объемный звук и многое другое. При этом важным остается тот факт, что использование «цифры» в музеях не отменяет их просветительскую миссию.

Эксперты также отметили, что новая реальность требует и соотвествующих специалистов. Появился спрос на новые специальности: медиахудожник, форсайтер, инфостилист, сайнс–художник, арт-технолог, куратор виртуального музея, разработчик мобильных арт-гидов, концепт-художник, цифровой маркетолог, дизайнер эмоций и многие другие, которые требуют особых компетенций, знаний и навыков.

Во время сессии «Меценатство или инвестиции: роль бизнеса в формировании цифрового культурного наследия» участники обсудили направления и существующие возможности поддержки учреждений культуры, привлечения инвестиций в сферу цифровизации культуры, развития арт-пространств и креативных индустрий, а также необходимость государственной поддержки в этой области. Бизнесмены, меценаты, представители краудфандинговых и фандрайзинговых платформ представили опыт взаимодействия с культурными проектами и стартапами, а также обсудили влияние пандемии.

Вероника Табенская, сооснователь Open Interiors и одноименной галереи современного искусства, Allbrights Design Club:

«Государственным музеям сложнее внедрять цифровые технологии, чем частным галереям, которые во многом более подвижные. Поэтому для цифрового развития музеям стоит смотреть в первую очередь на реализацию проектов в частных галереях искусства и перенимать у них лучший опыт»

Татьяна Гайдук, директор МБУК  «Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского»:

«Цифровизацией музеев мы занимались давно, еще до появления федеральных программ, но все действия были точечными и поверхностными. Закрытие учреждений культуры в марте 2020 года стало импульсом для того, чтобы этот процесс стал повсеместным. К чести музеев, почти каждый выпустил в интернет-пространство свой продукт, сделал шаг в сторону новых технологий».

Оксана Фодина, директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина:

«Мы расширили свою аудиторию в период пандемии. Например, обратили внимание на сферу НКО. Пример работы фонда Владимира Потанина показал, что для меценатства то, что происходит сейчас, – это возможность для солидарного партнерства и время, когда мы можем привлечь в наше сообщество гораздо больше людей без тех преград, которые были раньше».

О том, как поменялось отношение людей к добровольным пожертвованиям, рассказала и Ирина Прохорова, соучредитель Благотворительного фонда Михаила Прохорова, председатель Экспертного совета, главный редактор издательства «Новое литературное обозрение» и одноименного журнала:

«Раньше подавляющая часть была уверена, что бизнес должен оказывать финансовую поддержку, таким образом «рассчитываясь» с обществом за свой успех. Сегодня люди способны пожертвовать последним рублем, что накладывает определенные обязательства на благополучателей. Деятели искусства уже не могут сказать тем, кто их поддерживает: «у меня духовный кризис». Эта сознательность общества продвигает меценатство на новый уровень».

Вопросы, озвученные в рамках дискуссионного клуба «Культурно о  культуре», оказались одними из самых спорных. Представители ведущих СМИ и эксперты обсудили текущую ситуацию в медиапространстве, дали оценку контенту, который публикуется в сети Интернет, обозначили особенности правовых рисков блогеров и журналистов, а также представили платформы и кейсы популяризации в сфере культуры и наиболее интересные медиатехнологии.

Общим итогом «АртЦифровизации» стало создание единой платформы успешных практик по внедрению цифровых технологий в культурное пространство страны. Все вопросы, требующие проработки, и предложения по озвученным темам вынесены в резолюцию и направлены организаторами фестиваля в профильные ведомства.

Кристина Фролова, председатель НКО «Кемеровский союз предпринимателей», организатор форума «АртЦифровизация»:

«Форум станет ежегодной дискуссионной площадкой для обсуждения вопросов цифровизации культуры – важнейшего ресурса для социально-экономического развития России. В 2021 году при поддержке смежных министерств и ведомств РФ «АртЦифровизация» пройдет уже в другом регионе России. В планах – создание фонда поддержки для учреждений и НКО субъектов Федерации в каждом регионе проведения форума, а также организация взаимодействия с благотворительными фондами, которые уже имеют платформы и проекты по поддержке в сфере культуры и искусства.

Александр Бражников, исполнительный директор Ассоциации РАКИБ:

«Одной из задач форума «АртЦифро­визация» было объединить усилия представителей культурного сообщества, государства и бизнеса. На мой взгляд, это получилось. Каждый из нас увидел, что делают для цифровизации культуры, и нашел свои точки роста. Сейчас важно поддерживать связь между собой и создавать общие продукты».

Во время форума был создан канал в Telegram. Он призван создать единую коммуникационную среду в сфере цифровизации культуры и искусства, объединить профессиональные сообщества, лидеров мнений и представителей креативных индустрий для  обмена опытом и продвижения новых технологий в регионы России.  Присоединяйтесь!

НКО «Кемеровский союз предпринимателей» выражает искреннюю благодарность компаниям – участникам форума и партнерам за оказанную поддержку и доверие.

Компании – участники

Партнеры

Информационные партнеры